РАЗРАБОТКА
ПРОДВИЖЕНИЕ
САЙТОВ

Стань партнером и получай 10% с переданного нам клиента на полном пассиве по партнерской программе

  1. Главная
  2. Блог
  3. Usability аудит сайта

Usability аудит для web-сайта: как провести самостоятельно 

Написала: Табачная Ольга

Дата публикации 31.10.2025

Дата обновления: 31.10.2025

Содержание:


Что мешает клиенту совершать целевое действие, если все объективные параметры вашего сайта соответствуют ожидания пользователей и превосходят конкурентов? Ответ кроется в самом вопросе - это субъективные причины людей, их личный опыт при взаимодействии с вашим сайтом. Увидеть интерфейс глазами пользователей и даже "потрогать" его поможет профессиональный юзабилити-аудит. Он подсветит узкие места воронки продаж и даст понимание как повысить конверсию.

SEO оптимизация ютуба фото

1. Термины и определения

Юзабилити — это степень, с которой веб-сайт может быть использован определенными пользователями для достижения определенных целей в определенном контексте использования с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворенностью.

Юзабилити измеряется критериями, оптимизация которых позволяет повысить конверсию посетителей в покупатели, сделать взаимодействие потенциального клиента с сайтом максимально эффективным как для самого клиента, так и для бизнеса. 

Помимо стандартных критериев типа:

  • посещаемость веб-сайта,
  • среднее время, проводимое посетителями на сайте,
  • коэффициент конверсии посетителей в покупатели и т.п.

есть ещё и другие очень важные критерии, о которых обычно не говорят веб-разработчики и которые не фиксируют в системах веб-статистики.

Основные юзабилити-характеристики вашего сайта (именно от них зависит успех вашего сайта):

  • Среднее время, которое требуется пользователю для достижения своей цели на веб-сайте.
  • Количество ошибок, которые совершают пользователи при достижении своих целей на вашем веб-сайте.
  • Скорость обучения на вашем веб-сайте.
  • Запоминаемость.
SEO оптимизация ютуба фото

Для измерения указанных показателей существуют инструменты и методы:

👉Юзабилити-аудит или Юзабилити-экспертиза. Экспертный анализ существующего интерфейса, или прототипа сайта, или приложения, который выявляет основные проблемы, возникающие у пользователя при взаимодействии с ним.

👉Юзабилити-тестирование - проведение опросов и анкетирований, фокус-группы и другие.

2. Подготовка к аудиту

Что вы можете получить в результате качественного юзабилити-аудита:

  • Узнать, есть ли возможность увеличения дохода за счет улучшения сайта.
  • Увидеть точки снижения конверсии и узнать, почему клиенты уходят.
  • Составить список проблем с приоритетами и рекомендации, как их устранить.
  • Получить план развития вашего сайта.
  • Сократите количество ушедших без покупки клиентов.

Главным отличием грамотного подхода, если сказать кратко, является:

  1. Анализ интерфейса по принципу “для каждого кластера ЦА проверить эффективность решения задач с учетом всех их потребностей”.
  2. Анализ должен касаться не столько внешнего вида, сколько логики взаимодействия каждого кластера ЦА с интерфейсом и учитывать психофизиологические особенности восприятия пользователей.

То есть для каждого кластера ЦА проводится свой отдельный Usability-аудит. Для этого выделяются кластеры, создаются персонажи.

3. Определение кластеров целевой аудитории

SEO оптимизация ютуба фото

👉Метод определения возможной ЦА от продукта. В этом случае весь анализ начинается с подробного изучения того, что вы продаёте:

  • Сравните товар или услугу и определите, чем он отличается от конкурентов.
  • Проведите опрос среди людей, которые уже делали у вас покупки. Спросите у них, где они про вас узнали, почему решили сделать заказ и какие у них основные требования.
  • Теперь можно приступить к анализу. Важно определить его сильные и слабые стороны, возможности продвижения и сложности, которые могут возникнуть в процессе.
  • Последний этап — выделить сегменты рынка. Опишите существующих и потенциальных клиентов, а также людей, которые точно ничего у вас покупать не станут. Разработайте рекламные кампании конкретно под них.
  • Сократите количество ушедших без покупки клиентов.

Эта методика поможет разобраться, как определить и понять целевую аудиторию продукта и собрать максимум информации.

👉Метод определения ЦА от рынка. Если вы используете этот способ, нужно отталкиваться от ситуации на рынке и действий ваших прямых конкурентов. Для начала вам необходимо:

  • Исследовать рынок. Главная задача — понять, кто продаёт аналогичные товары и кто их покупает.
  • Провести анализ конкурирующих с вами компаний. Обращайте внимание на всё: УТП, позиционирование бренда, каналы продвижения.
  • Опросить потенциальных клиентов. Вы можете спросить, что для них важно при покупке продукта, как им удобно общаться с брендом.
  • Составить описание ЦА. Теперь нужно ещё раз проанализировать полученную информацию и предположить, кто может быть вашей целевой аудиторией.
  • Протестировать гипотезу. Сделайте рекламное предложение группе потенциальных покупателей и оцените результаты.

4. Описание персонажей

Хорошее описание персонажа включает в себя:

  • Цели персонажа.
  • Потребности.
  • Социальное положение.
  • Описание рабочего процесса.
  • Описание окружения.
  • Уровень знаний в предметной области.
  • Неудовлетворённости и ожидания.
  • Описание его личной истории

15 вопросов для определения ЦА:

  • Какой у него пол?
  • Сколько ему лет?
  • В какой стране/городе/районе он живёт?.
  • Есть ли у него жена/муж и дети?
  • Какое у него образование?
  • Где работает?
  • Какой у него уровень дохода?
  • Чем он увлекается?
  • Что делает в свободное время, как отдыхает?
  • В каких соцсетях он сидит?
  • Почему он хочет купить ваш продукт/услугу?
  • Какие у него ожидания?
  • Какие возражения возникают на этапе выбора?
  • Как ваш товар поможет ему решить проблему?
  • Как изменится его жизнь после покупки?
SEO оптимизация ютуба фото

Далее эксперту нужно описать цели, потребности, вопросы и ожидания каждого кластера ЦА при взаимодействии с сайтом. Эта информация также собирается на этапе проведения интервью с представителями компании и во время проведения пользовательского исследования.

Портрет можно дополнить так называемой картой эмпатии. Она позволяет еще глубже окунуться в мир клиента и понять, что человек думает и чувствует, чем занимается.

SEO оптимизация ютуба фото

При составлении портрета или карты эмпатии не стоит включать в описание целевой аудитории абсолютно все характеристики, которые вам известны. Сделайте акцент на тех признаках, которые явно отличают один сегмент от другого.

5. Проведение исследования

При проведении юзабилити-аудита экспертом, он представляет себя одним из представителей ЦА – одним из персонажей – и проверяет, насколько успешно этот персонаж может решить свои задачи на сайте и найти ответы на свои вопросы.

Для этого ему нужно составить список задач для каждого персонажа, которые он хотел бы решить на сайте и по ним составить сценарии для проведения юзабилити-аудита.

SEO оптимизация ютуба фото

Пример списка сценариев для юзабилити-аудита интернет-магазина:

▶️Первое знакомство с сайтом (выяснение туда ли попал клиент, есть ли тут нужные товары и как найти то, что нужно).

▶️Поиск определенного товара (когда клиент точно знает, что ему нужно купить).

▶️Поиск товара по заданным критериям (например “вейдерсы определенного бренда” или “вейдерсы не дороже определенной суммы”).

▶️Принятие решения о покупке именно в этом интернет-магазине (посмотреть отзывы, узнать про условия покупки, гарантии и пр., проверить факторы доверия).

▶️Выяснение условий оплаты и доставки до оформления заказа.

▶️Заказ товара.

▶️Положительный отзыв о товаре, магазине после покупки.

Из статистики эксперт узнает типичную среду использования сайта: разрешение экрана, операционную систему, браузер и использует именно эту среду для проведения юзабилити-аудита.

Эксперт берет по очереди каждого персонажа и старается решить те же задачи, которые есть у этого персонажа, учитывая его возможности и ограничения, следуя сценарию юзабилити-аудита. При этом эксперт описывает свой опыт глазами выбранного персонажа. Также эксперт описывает все обнаруженные проблемы при решении задач и даёт им оценку.

Юзабилити-аудит должен осуществляться с учетом каждого кластера вашей целевой аудитории, целей и потребностей именно ваших посетителей, иначе он будет не эффективен!

6. Фиксирование ошибок

Фиксирование обнаруженных при юзабилити-аудите проблем фиксируется разными способами

👉Интерактивная доска. Для фиксирования всех обнаруженных проблем используются интерактивные доски (сервис miro.com). Они позволяют удобно разместить все скриншоты сайта по ходу прохождения сценариев юзабилити-аудита и описать все проблемы на стикерах.

SEO оптимизация ютуба фото

Стикеры разного цвета обозначают степень критичности проблемы: красный цвет – высокая степень, оранжевый – средняя и желтый – низкая. Зелеными стикерами мы показываем удачные решения. На стикере фиксируется сама проблема и её описание и экспертные выводы и рекомендации.

👉Отчет. Эксперт заносит описание всех обнаруженных проблем в отчет о юзабилити-аудите и дополняет их предлагаемыми решениями. Отчет также дополняется комментариями и возможными решениями.

SEO оптимизация ютуба фото

👉Сводная таблица. Все проблемы собираются в сводную таблицу по группам (сценарий, устройство, браузер и т.д.) и ранжируются по уровню критичности.

SEO оптимизация ютуба фото

7. Презентация результатов

✅ Первое что нужно сделать для быстрого исправления ошибок - это общий список всех обнаруженных проблем, отсортированных по степени критичности и скорости реагирования.

✅ Далее нужно оценить результаты выполнения каждого сценария, и для этого эксперт дает их общую оценку в таблице с метриками.

Сценарий

Общая оценкаПонятность

Скорость

Количество ошибок

Первое знакомство с сайтом

3/52

3

3

Поиск товара

2/52

3

3

Принятие решения о покупке

3/53

4

3

Выяснение условий оплаты и доставки
4/5443
Заказ товара
1/5125
Положительный отзыв0/5000

✅ Результаты удовлетворения потребностей клиента (которые были сформулированы перед началом аудита).

Также эксперт дает ответы на вопросы бизнеса:

  • Достигаются ли бизнес-цели компании?
  • Выполнимы ли задачи пользователя?
  • Соответствует ли веб-сайт ожиданиям пользователя?

И ответы на вопросы клиентов (что вызывает взаимодействие пользователя с веб-сайтом):

  • Ощущение доверия к компании, ее товарам и услугам?
  • Ощущение удовлетворенности?
  • Ощущение надёжности и предсказуемости?
  • Позитивные эмоции?

На основе всех этих данных дается общая оценка сайта, делается общее заключение по юзабилити-аудиту и даются рекомендации либо о локальных улучшениях сайта, либо о полной переделке сайта.

CTR на YouTube

8. Вопросы и ответы