1. Главная
  2. Блог
  3. UX: это что, как устроен и чем отличается от UI дизайна

UX: это что, как устроен и чем отличается от UI дизайна

Написала: Карпова Ксения

Дата публикации: 31.05.2024

Дата обновления: 31.05.2024


Содержание:

UX и UI – два важных понятия в сфере дизайна цифровых продуктов. Хотя эти термины тесно связаны и часто используются вместе, многие люди до сих пор путаются в их значении. Некоторые считают, что UX и UI – это одно и то же, кто-то вообще не понимает, о чем идет речь. Разобраться в этих терминах важно не только дизайнерам, но и всем, кто хочет сделать свой сайт, приложение или любой другой цифровой продукт удобным, привлекательным и эффективным. Потому что хороший UX и UI напрямую влияют на опыт пользователя и успех продукта на рынке.

что такое UX фото

1. Что такое UX дизайн

UX (User Experience) дизайн – это процесс создания продуктов, которые дают пользователям значимый и релевантный опыт. Этот опыт включает в себя все аспекты взаимодействия конечного пользователя с компанией, ее услугами и продуктами.

Термин "UX дизайн" впервые ввел в 1990-х годах Дональд Норман, ученый в области когнитивной науки и сооснователь компании Nielsen Norman Group. Он определил UX как "все аспекты взаимодействия пользователя с продуктом: дизайн, удобство использования, функциональность".

Задача UX дизайнера – сделать так, чтобы пользователь мог легко и с удовольствием достигнуть своей цели, используя сайт или приложение. Хороший UX решает проблемы пользователей, экономит их время и силы. Он основан на глубоком понимании психологии, потребностей, мотивов и поведения аудитории. UX дизайнер должен на каждом этапе работы ставить себя на место пользователя и смотреть на продукт его глазами.

2. Эволюция UX дизайна

UX дизайн прошел долгий путь развития от первых компьютерных интерфейсов до современных мобильных приложений. Изначально он зародился в рамках классической каскадной модели разработки, где все этапы (анализ, проектирование, разработка, тестирование, внедрение) выполнялись последовательно. В таких условиях UX дизайнер имел возможность неспешно изучать пользователей, проводить исследования, создавать прототипы и тестировать их.

UX дизайнер фото

С распространением более гибкой Agile-методологии разработки процесс UX дизайна пришлось адаптировать. Возникли проблемы: стало сложнее выделять время на глубокие исследования пользователей, создание детальных прототипов и многоэтапное тестирование. Разработчики требовали от дизайнеров максимально быстрой отдачи, из-за чего глубина проработки UX страдала. Требовались новые подходы, чтобы вписать UX в короткие итеративные циклы Agile.

Одним из решений стало появление универсальных UX/UI дизайнеров, совмещающих навыки проектирования взаимодействия и интерфейсов. Однако со временем выделение UX в отдельное направление все же состоялось. Появились методологии, оптимизированные под Agile, - например, Lean UX с акцентом на быстрое тестирование гипотез и итеративные улучшения. Также широкое распространение получили дизайн-спринты (методология Google Ventures) - интенсивные циклы проектирования, прототипирования и проверки продукта всего за 5 дней.

3. Что входит в процесс UX дизайна

UX дизайнер отвечает за весь опыт взаимодействия пользователя с цифровым продуктом.

дизайнер UX фото

Его работа начинается с исследований:

  • Изучается целевая аудитория, ее потребности, боли, сценарии использования продукта. Составляются персоны (собирательные образы представителей ЦА) и карты пользовательских сценариев (CJM - Customer Journey Map). Проводятся интервью с пользователями и заинтересованными лицами (стейкхолдерами) со стороны бизнеса.
  • На основе выводов из исследований UX дизайнер приступает к проектированию. Он создает структуру продукта, строит его информационную архитектуру, продумывает логику взаимодействия пользователя с элементами интерфейса. Разрабатываются первые низкодетализированные прототипы (вайрфреймы), проверяются основные гипотезы. Затем создаются более проработанные интерактивные прототипы, максимально приближенные к финальному продукту.
  • Важный этап UX дизайна - тестирование прототипов на пользователях. Оно позволяет выявить возможные проблемы и точки роста на ранних стадиях, до передачи продукта в разработку. По итогам тестов в прототипы вносятся правки и улучшения.

Кроме того, UX дизайнер активно взаимодействует с командой разработки, передавая им спецификации, уточняя детали, обсуждая ограничения и возможности реализации.

Карта сайта, персоны, CJM, прототипы и документация - все это артефакты, которые UX дизайнер создает в процессе работы над продуктом. Они служат важным инструментом коммуникации между дизайнером, командой разработки, менеджерами и другими участниками проекта.

4. Различия между UX, UI и юзабилити

UI (User Interface) дизайн отвечает за внешний вид продукта - визуальное оформление интерфейса. В то время как UX фокусируется на общем опыте взаимодействия, UI сосредоточен на экранах, кнопках, иконках и других графических элементах.

разница UX и UI фото

Задача UI дизайнера - создать привлекательный, интуитивно понятный интерфейс, который решает задачи пользователя и соответствует бренду компании. В его работу входит:

  • разработка визуальной концепции и стиля интерфейса;
  • создание библиотеки UI элементов (кнопки, поля ввода, чекбоксы и т. д.);
  • работа с типографикой, цветовыми схемами, иконографией;
  • разработка интерактивного поведения элементов (анимации, переходы).

То есть UI дизайнер отвечает за внешнюю оболочку, а UX дизайнер - за внутреннее устройство и логику продукта. Однако четко разделить эти роли не всегда возможно. Визуальные и интерактивные решения UI напрямую влияют на опыт пользователя, а проработанный UX невозможно полноценно реализовать без качественного UI. Поэтому UX и UI дизайнеры должны работать в тесной связке.

Ещё одно понятие, которое часто упоминают вместе с UX - юзабилити (удобство использования). Однако юзабилити - лишь один из компонентов UX, связанный с функциональностью, эффективностью и простотой освоения продукта. UX же включает в себя весь спектр ощущений до, вовремя и после взаимодействия с продуктом, в том числе, эстетическое удовольствие и субъективные эмоции.

Представим новое банковское приложение с огромным количеством функций. Все они легкодоступны, хорошо организованы и работают быстро - с точки зрения юзабилити всё прекрасно. Однако дизайн интерфейса старомодный и унылый, иконки нарисованы кое-как, а фотографии низкого качества. Из-за слабой визуальной привлекательности пользователи не получают удовольствия от взаимодействия.

То есть в плане UI и UX дизайна приложение проигрывает конкурентам, несмотря на хорошую юзабилити.

5. Роли и специализации в UX/UI дизайне

В зависимости от структуры и зрелости компании роли и обязанности UX и UI дизайнеров могут различаться. В небольших командах чаще встречаются универсальные UX/UI дизайнеры, сочетающие в себе компетенции проектировщика опыта и визуального дизайнера интерфейсов. Они могут полностью вести свой проект - от исследований до финального макета.

В крупных продуктовых компаниях UX и UI, как правило, разделены. UX дизайнер сосредоточен на аналитике, построении логики взаимодействия и общей концепции продукта. Визуальной реализацией занимается отдельный UI дизайнер, детально прорабатывая интерфейсы на основе прототипов. В дополнение к ним могут быть UX-исследователи, UI-разработчики (front-end), менеджеры и другие смежные специалисты.

разработка UX фото

Профессиональный UX дизайнер должен обладать следующими навыками:

  • исследование пользователей (интервью, опросы, полевые исследования);
  • информационная архитектура и проектирование взаимодействия;
  • построение пользовательских сценариев, cjm;
  • разработка прототипов (скетчи, вайрфреймы, интерактивные прототипы);
  • базовые навыки визуального дизайна (композиция, типографика, цвет);
  • коммуникация, презентация и отстаивание дизайн-концепций.

Для UI дизайнера важны такие навыки:

  • визуальный дизайн интерфейсов (стиль, композиция, цвет, типографика).
  • работа с программами для графического дизайна (Sketch, Figma, Photoshop);
  • разработка UI элементов, иконографии;
  • создание интерактивного поведения, анимаций, микро-взаимодействий;
  • верстка, работа с сеткой и адаптивным дизайном;
  • работа с дизайн-системами, гайдлайнами и UI китами.

Поскольку цифровые продукты становятся всё сложнее, а конкуренция выше, тренд в UX/UI дизайне - это специализация и разделение функций. В то же время крупные компании, такие как Google, приходят к более целостному понятию "продуктового дизайнера". Такой специалист совмещает стратегическое видение и широкие компетенции в проектировании интерфейсов, понимание бизнеса и технологий. Как и в сфере разработке (Full-stack developer), идёт движение к универсальности на новом уровне.

6. Примеры хорошего и плохого UX/UI

Один из ярких примеров продукта с отличным UX дизайном - приложение Uber. Оно максимально упрощает заказ такси, сводя все действия к минимуму. Интерфейс интуитивен, не содержит ничего лишнего. Поиск адреса, вызов машины и оплата занимают буквально несколько касаний. При этом на каждом шаге пользователь получает чёткую обратную связь и ощущение контроля. Узнаваемый визуальный стиль и проработанные анимации добавляют удовольствия от использования.

хороший UX дизайн фото

А вот пример неудачного UX - сайты авиакомпаний, где забронировать билет сложно даже опытному пользователю. Слишком много опций и форм, непонятная навигация, запутанные инструкции. Процесс покупки растягивается на долгие минуты и вызывает раздражение. Проблемы довершает визуально перегруженный дизайн с обилием безвкусной рекламы и всплывающих окон.

Классический пример плохого UI - пульты от ТВ приставок с десятками мелких кнопок. Большинство из них не используются, но создают визуальный шум. Важные функции теряются среди второстепенных, а похожие кнопки легко перепутать. Даже выключить телевизор бывает неочевидно. Такие пульты не только выглядят устрашающе, но и крайне неудобны в использовании.

Хороший современный UI стремится к простоте и эстетике. Он содержит только необходимые действия, организованные согласно принципам гештальта и визуальной иерархии. Акцентные цвета направляют внимание, контрасты и размеры создают понятную структуру. Иконки, иллюстрации и микро-анимации проясняют смысл и вызывают позитивный отклик. Удачный пример такого UI - приложения Spotify, Airbnb, Headspace.

7. Заключение

UX дизайн определяет, насколько продукт будет полезен, удобен и приятен в использовании. UI дизайн отвечает за то, как этот опыт воплощается визуально, какие эмоции и ощущения вызывает интерфейс. Оба направления неразрывно связаны и дополняют друг друга.

Ценность хорошего UX/UI дизайна для цифрового бизнеса огромна. Он напрямую влияет на конверсию, вовлеченность, лояльность и удовлетворённость пользователей. С развитием технологий и ростом конкуренции требования к удобству и эстетике интерфейсов будут только расти. Ориентация на потребности пользователя, глубокое проектирование взаимодействия и визуальное мастерство станут решающими факторами успеха.

Если вам нужен профессиональный UX/UI дизайн для вашего цифрового продукта, обращайтесь в компанию SwD. Наша команда опытных UX/UI дизайнеров поможет создать удобный и привлекательный интерфейс, который решит задачи вашего бизнеса и повысит удовлетворенность пользователей. Свяжитесь с нами, чтобы обсудить ваш проект и заказать UX/UI дизайн высокого класса через форму обратной связи.

8. Вопросы и ответы

Статья написана экспертом Карпова Ксения

Копирайтер Skilful Web Developers

  • Больше 3 лет занимается написанием и продвижением статей
  • +30 тематик изучено, проработано и выведено в ТОП
  • +1000 статей опубликованы на сайтах, каналах и других источниках

Закажите UX-аудит вашего сайта и узнайте где именно вы теряете клиентов

Для получения дополнительной информации и консультации отправьте заявку и мы свяжемся с вами.

Имя
Номер телефона