Содержание:
1. Что такое клоакинг
2. Принцип работы
3. Как поисковики относятся к клоакингу
4. Как рекламные сети относятся к клоакингу
5. Виды клоакинга
6. Варианты настройки клоакингае
7. Как работают сервисы для клоакинга
8. Заключение
9. Вопросы и ответы
Некоторые интернет-маркетологи прибегают к использованию метода под названием "клоакинг" для продвижения контента, который по тем или иным причинам не принимается или запрещен на определенных интернет-площадках.
В данной статье мы разберем, что представляет собой метод клоакинга, как он работает, какие бывают его виды и способы настройки, а также почему поисковики и рекламные сети относятся к нему негативно.
Клоакинг (cloaking) представляет собой методику подмены сайта, который видит пользователь при заходе на веб-страницу. Согласно англоязычному значению, cloaking можно перевести как «маскировка, сокрытие» а слово cloak означает плащ, маска или покров. Суть данного подхода состоит в том, что обычные пользователи и поисковые боты видят различную информацию при посещении одного и того же сайта.
При его использовании трафик распределяется на разные лендинги, в зависимости от характеристик конкретного пользователя. К примеру, рекламодатель, запускающий компанию по маркетингу товаров для взрослых в соцсетях, сталкивается с тем, что модераторы не пропускают его объявление. В таком случае нужен клоакинг: при клике по ссылке модераторы и алгоритмы увидят одну страницу, не связанную с запрещенной тематикой, а целевая аудитория - изначально отклоненный сайт.
Зачастую клоакинг нужен, дабы скрыть от поисковиков и анти-спам фильтров нежелательный или запрещенный контент. Также данный метод применяют в SEO – поисковым роботам демонстрируют максимально оптимизированную версию страницы.
Реализация технологии начинается с подготовки различных версий контента для продвигаемой части сайта. В частности, необходимо создать:
После подготовки необходимых версий, сайт настраивается на разделение и фильтрацию трафика с помощью специальных правил, скриптов, редиректов. Вебмастер может вручную прописать условия отображения той или иной страницы в настройках сайта или подключить сторонние сервисы для автоматизации всего процесса.
В результате если посетитель идентифицируется как обычный человек по IP, User-Agent и другим параметрам - ему показывается целевая страница сайта. Боты, модераторы и прочие системы видят белую оптимизированную версию. Так подмена позволяет скрывать нежелательное содержимое от отдельных групп посетителей.
Поисковые системы рассматривают подмену как один из видов манипулирования алгоритмами и обмана пользователей, то есть спам-метод.
Согласно правилам "Яндекса", клоакинг определяется как "метод обмана поисковых систем, при котором посетителю сайта демонстрируется одна версия страницы сайта, а роботам - другая". Предполагается, что так вебмастера хотят искусственно улучшить позиции сайта в выдаче, однако на практике это лишь подвергает сайт высокому риску исключения из индекса или блокировки.
В политике Яндекса прямо указывается: "Применение методов подмены контента сайта является грубым нарушением правил. Обнаружение подобных техник на сайте может привести к выпадению сайта из индекса, снижению доверия к сайту и другим санкциям".
Google также считает его разновидностью интернет-спама и мошенничества из-за намеренной маскировки реального сайта от отдельных групп посетителей. В официальных правилах и рекомендациях для вебмастеров компания предупреждает: "Сайты, нарушающие наши политики, могут получить низкие позиции в выдаче или вовсе не показываться там... Под маскировкой подразумевается демонстрация поисковикам и пользователям разного контента с целью манипуляции результатами и введения людей в заблуждение".
За любое использование техник подмены Google может наложить санкции вплоть до полного исключения сайта из индекса поиска и блокировки домена. При повторных нарушениях вероятность жестких мер резко возрастает.
Использование клоакинга позволяет вебмастерам обходить требования рекламных сетей к сайту и продвигать запрещенные товары или услуги. Модераторы видят специально подготовленную белую страницу, полностью соответствующую правилам, в то время как реальным пользователям демонстрируется отклоненное объявление.
Практически все крупные рекламные системы, так же как и поисковики, категорически запрещают любые методы незаконного продвижения офферов, включая клоакинг. Это прямо прописывается в публичных правилах и политиках компаний.
В частности, при арбитраже трафика в CPA-сетях клоакинг считается грубым нарушением условий и ведет к блокировке аккаунта без возможности восстановления. При этом в подавляющем большинстве случаев не имеет значения давность использования запрещенного метода - санкции применяются незамедлительно после первого же выявления факта клоакинга.
Существует два основных вида , которые используют вебмастера:
Серый (grey cloaking) подразумевает показ поисковым роботам улучшенной версии сайта с целью увеличения релевантности и повышения позиций в выдаче. При этом обычным пользователям демонстрируется стандартный вариант контента.
Для его реализации обычно используют такие приемы, как:
В результате поисковые системы видят гораздо более релевантную и полезную версию. Это позволяет занимать более высокие позиции в выдаче за счет обмана алгоритмов ранжирования.
Черный (black hat cloaking) подразумевает демонстрацию поисковым роботам одного контента, а реальным пользователям - совершенно другого.
Чаще всего для этого создают:
Главная цель черной подмены - показать максимально соответствующий контент для прохождения всех проверок и фильтров, в то время как пользователи видят совершенно другой сайт.
Через черный обычно продвигают запрещенные товары, вредоносные программы, незаконные услуги, пиратский контент, финансовые пирамиды и другие нарушающие правила офферы.
Таким способом злоумышленники получают доступ к большому количеству целевой аудитории, скрывая истинную суть своих сайтов от модераторов и автоматизированных систем проверок. Это самый опасный и незаконный вид клоакинга.
Существует два основных инструмента, по которым обычно настраивается фильтрация трафика и показ разных версий сайта при использовании технологии клоакинга.
User-Agent (Идентификатор браузера) - это строка, которая передаётся в запросе браузера к серверу и позволяет определить его тип и версию. На основе этого параметра можно отличить реальных посетителей от поисковых роботов.
При настройке подмены по user agent происходит анализ входящего запроса и сверка со списком браузеров или ботов. Если user agent соответствует какому-либо поисковому роботу (Googlebot, YandexBot и проч.), то показывается белая оптимизированная страница.
Если же идентификатор браузера не найден в списках ботов, это считается реальным пользователем и ему отдаётся фактическая версия контента, которая может содержать рекламу запрещенных товаров или услуг.
Фильтрацию по user agent можно реализовывать как на уровне веб-сервера с помощью правил, так и с использованием специальных скриптов или прокси-сервисов. Это относительно простой, но в то же время эффективный способ организации клоакинга.
IP-адрес - уникальный цифровой идентификатор устройства в сети Интернет. Он также может использоваться для распознавания поисковых роботов и фильтрации трафика.
При настройке подмены по IP происходит сверка входящего запроса со списком диапазонов IP-адресов, закрепленных за поисковыми системами и другими сервисами. Например, у Google и Яндекса есть специальные зарезервированные диапазоны для ботов.
Если IP попадает в такие диапазоны, значит запрос пришёл от роботов и показывается белая страница. Все остальные IP считаются пользователями и им демонстрируется реальное содержимое.
Фильтрацию по IP-адресам проще всего реализовать с помощью веб-сервера, firewall или специализированных прокси-сервисов. Это более надёжный способ клоакинга, чем по user agent.
Сложность может вызвать постоянное обновление списков IP поисковых роботов, поэтому чаще всего применяют комбинацию из нескольких способов сегментации аудитории.
Существуют специальные сервисы, которые позволяют автоматизировать процесс подмены и разделения трафика без использования трекеров. Их работа основана на установке JS-скриптов на целевые страницы.
Такие сервисы самостоятельно аккумулируют и обновляют базы данных IP-адресов, user agent’ов и других цифровых идентификаторов поисковых роботов, модераторов и прочих нежелательных источников трафика.
Принцип работы заключается в следующем: вебмастер регистрируется в выбранном сервисе, скачивает сгенерированный уникальный скрипт и устанавливает его на целевую страницу. Этот скрипт автоматически определяет параметры посетителя и перенаправляет запросы от роботов, модераторов и прочих "нежелательных" адресов на подготовленную белую страницу с оптимизацией.
Обычные пользователи видят фактическую версию. Такое решение позволяет обойти ограничения для продвижения запрещенных офферов. От трекеров подобные сервисы отличаются тем, что самостоятельно собирают и анализируют данные о трафике.
Использование этой технологии действительно сможет скрывать реальное содержимое страниц от поисковых роботов, модераторов рекламных сетей и других автоматизированных систем проверок. Это дает возможность вебмастерам в краткосрочной перспективе обходить некоторые ограничения и продвигать запрещенные офферы.
Однако нужно понимать, что подмена является обманом по отношению к поисковикам и пользователям. Рано или поздно он будет выявлен алгоритмами и повлечет серьезные санкции вплоть до полной блокировки сайта. Кроме того, использование клоакинга формирует негативную репутацию для вебмастера и не позволяет создавать действительно полезные проекты для аудитории. В долгосрочной перспективе честное продвижение всегда выигрывает.
Что такое клоакинг?
Это метод подмены контента, при котором разные группы посетителей (люди, боты, модераторы) видят разную информацию на одних и тех же страницах сайта. Например, обычным пользователям показывают рекламу запрещённых товаров, а поисковым роботам - оптимизированные тексты без нарушений.
Как могут наказать за клоакинг?
Его использование нарушает правила поисковых систем и рекламных сетей. За это могут снизить позиции сайта или вовсе исключить его из индекса и поиска. Также возможны штрафы от рекламных сетей или даже блокировка домена за систематические нарушения правил.
Как настроить клоакинг?
Для организации готовят белую и целевую страницы, настраивают правила фильтрации трафика через скрипты, сервер, firewall по IP, UA и Geo. Можно использовать специальные сервисы с уже накопленными базами нежелательных адресов.
Как клоакинг сказывается на SEO?
Негативно. Рано или поздно поисковики обнаружат подмену контента, после чего сайт полностью теряет позиции и доверие. Подмена вредит репутации ресурса, поэтому для устойчивого развития проекта его следует избегать.
Статья написана экспертом Карпова Ксения
Копирайтер Skilful Web Developers