Содержание:
1. Что такое УТП
2. Кому необходимо УТП
3. Зачем нужно УТП
4. Отличия УТП от оффера и позиционирования
5. Принципы создания эффективного УТП
6. Виды уникальных торговых предложений
7. Пошаговый алгоритм составления УТП
8. Основные формулы УТП
9. Рекомендации по созданию эффективного УТП
10. Частые ошибки при составлении УТП
11. Заключение
12. Вопросы и ответы
В маркетинге одним из ключевых элементов успешного продвижения товаров и услуг является УТП - уникальное торговое предложение. Четкое и привлекательное УТП позволяет компаниям выделиться на фоне конкурентов, завоевать внимание целевой аудитории, повысить продажи. В этой статье мы детально расскажем, что такое УТП, кому оно необходимо, как правильно его составить и на что обратить внимание.
УТП (уникальное торговое предложение) - это особенность продукта, услуги или бренда в целом, которая выгодно отличает его от аналогичных предложений конкурентов. Сообщает потенциальным клиентам, почему им стоит выбрать именно вашу компанию и какую конкретную выгоду они получат.
Основные цели грамотно сформулированного УТП:
Впервые концепцию уникального торгового предложения сформулировал американский рекламист Россер Ривз еще в 1940-х годах. Согласно его теории, УТП должно давать ответ на два главных вопроса: "Почему потребитель должен купить именно ваш товар? Почему клиент должен выбрать вас, а не конкурентов?". Грамотные ответы на эти вопросы и составляют суть сильного УТП.
УТП можно разработать практически для любого объекта продвижения:
Особенно важно иметь УТП бизнесам в условиях высокой конкуренции. Если на рынке много предложений, похожих на ваше, УТП поможет отстроиться от других компаний и стать заметными для ЦА.
При этом бывают ситуации, когда без УТП можно обойтись. Например, если ваш продукт уже является уникальным и не имеет прямых аналогов. Или если спрос существенно превышает предложение и клиенты в любом случае будут покупать товар.
Активно используют УТП и в интернет-маркетинге. Оно становится основой для рекламных объявлений, лендингов, email-рассылок, постов в социальных сетях для пользователей. Практически любой инструмент онлайн-продвижения будет эффективнее работать при наличии у компании эффективного УТП.
Разработка уникального предложения дает бизнесу ряд преимуществ:
Таким образом, уникальное торговое предложение работает на решение главной задачи любого бизнеса - увеличение продаж и дохода.
Пример: УТП интернет-магазина может звучать так: "Бесплатная доставка любого заказа за 2 часа по Москве". Оно четко отражает выгоду для покупателя (бесплатно и быстро) и отстраивается от конкурентов (другие вряд ли предлагают настолько оперативную доставку даром).
УТП, оффер и позиционирование - близкие, но не тождественные понятия. Давайте разберемся в отличиях.
Позиционирование - это место бренда в сознании целевой аудитории, набор ассоциаций и эмоций, которые он вызывает. Определяет образ компании в целом, ее миссию и ценности. Например, позиционирование техники Apple - это инновационность, креативность, высокое качество и легкость использования.
УТП фокусируется на конкретной выгоде и уникальности продукта. Скажем, УТП нового iPhone может быть самый мощный процессор на рынке смартфонов или революционная система камер.
Оффер - краткое коммерческое предложение, призыв к действию. Он схож с УТП, но обычно носит временный характер. Например, оффером будет "Купите новый iPhone до 30 сентября и получите наушники в подарок!".
В общем УТП - более узкое и конкретное понятие, чем позиционирование, но более фундаментальное и постоянное, чем оффер.
Чтобы уникальное торговое предложение работало на все 100%, оно должно соответствовать критериям:
Например, если вы продаете элитную недвижимость, не стоит использовать УТП вроде "Квартиры по ценам ниже рыночных". Это противоречит позиционированию и будет выглядеть неправдоподобно в глазах ЦА.
Если сформулированное вами УТП отвечает всем этим принципам - значит, вы на верном пути. Осталось протестировать разные варианты, подобрать сильнейший.
Торговые предложения можно условно разделить на несколько типов:
Также востребованы УТП, построенные на авторитете, сегментации аудитории, оперативности, экономии и других триггерах. Какой вариант использовать - зависит от специфики бизнеса и предпочтений целевой аудитории. Читайте ниже о том, как составить эффективное УТП шаг за шагом.
Чтобы составить эффективное уникальное торговое предложение, можно действовать по следующему плану:
Например, для онлайн-школы английского языка можно разработать такие варианты УТП:
После тестирования оказалось, что максимальный отклик дает первый вариант. Значит, именно его стоит использовать на постоянной основе.
Также при составлении УТП помогают специальные методики и способы. Например, концепция 4U: Полезность (Useful), Уникальность (Unique), Ультраспецифичность (Ultra-specific), Срочность (Urgent). Если предложение соответствует всем этим параметрам - оно имеет высокие шансы на успех.
Еще один действенный прием - метод PSM (Pain, Solution, Motivation). Он предполагает фокусировку УТП на проблеме клиента (Pain), ее решении с помощью вашего продукта (Solution) и дополнительной мотивации к покупке (Motivation - бонус, скидка и т. д.).
В процессе разработки предложения полезно опираться на готовые универсальные конструкции. Несколько самых популярных формул УТП:
Для сферы B2B хорошо подходят несколько иные формулировки:
При грамотном наполнении практически любой из этих шаблонов даст сильное и цепляющее УТП. Экспериментируйте, адаптируйте формулы под свою специфику и анализируйте результаты.
Кстати, еще один интересный подход - включать в УТП элемент истории или личного опыта. Например: "Агентство недвижимости, которое я открыл после 10 лет работы риелтором. Знаю все тонкости рынка и забочусь о каждом клиенте".
Или для онлайн-курсов: "Прошел путь от новичка до Senior за 2 года. Научу вас делать то же самое, только быстрее". Такие живые формулировки обычно лучше привлекают внимание и вызывают доверие у аудитории.
Чтобы ваше уникальное торговое предложение гарантированно работало, важно учесть некоторые нюансы:
Не зацикливайтесь на одном варианте - составьте 5-10 альтернатив и проверьте, какое из них зайдет аудитории лучше всего.
Также используйте следующие критерии для оценки сформулированного УТП:
Соответствие этим параметрам - залог того, что ваше УТП будет по-настоящему цеплять аудиторию и стимулировать продажи. Поэтому уделите должное внимание его разработке.
Даже опытные маркетологи порой допускают просчеты при разработке уникального торгового предложения. Самые распространенные из них:
Избегая этих ошибок, вы сможете создать по-настоящему цепляющее и мотивирующее к действию УТП. А значит - получите мощный инструмент для продвижения своего бизнеса.
Важно: Регулярно анализируйте эффективность своего УТП. Каналы коммуникации, предпочтения аудитории и рыночные условия постоянно меняются. Поэтому УТП тоже придется корректировать с течением времени.
Следите за метриками: уровень конверсии, отклик на рекламу, средний чек. Если они начинают снижаться - пора задуматься об обновлении УТП. Также полезно периодически опрашивать клиентов и заново проводить анализ конкурентов. Это поможет всегда держать руку на пульсе и своевременно адаптировать стратегию.
Уникальное торговое предложение (УТП) - это мощнейший инструмент привлечения и удержания клиентов в условиях высокой конкуренции. Сильное УТП выделяет вас на фоне других игроков рынка, повышает запоминаемость бренда и дает четкую мотивацию к совершению покупки.
При составлении УТП опирайтесь на проверенные формулы, но не бойтесь экспериментировать и адаптировать их под свою специфику. Всегда тестируйте несколько вариантов, чтобы отобрать сильнейший. Оценивайте готовые формулировки на соответствие ключевым критериям: конкретность, правдивость, актуальность для ЦА.
Также не забывайте об интеграции УТП в свой маркетинг. Оно должно проходить красной нитью через все каналы продвижения и точки контакта с клиентами:
Только так УТП будет работать на полную мощность, выделяя ваш бизнес и привлекая максимум целевых клиентов.
Что такое УТП простыми словами?
Это фраза, которая в сжатом виде доносит до потенциальных клиентов ключевые преимущества вашего продукта. Она четко отвечает на вопрос "Почему нужно купить именно у вас, а не у конкурентов?".
Кто придумал УТП?
Концепцию уникального торгового предложения первым сформулировал американский рекламист Россер Ривз в 1940-х годах. Он утверждал, что реклама должна делать акцент на уникальном преимуществе продукта, которое выделяет его среди аналогов.
Как понять свое УТП?
Нужно досконально изучить продукт, целевую аудиторию и конкурентов. Ищите характеристики и преимущества, которые особенно важны для ваших клиентов и при этом не используются другими игроками рынка. Протестируйте несколько формулировок и выберите наиболее цепляющую из них.
Что должно входить в УТП?
УТП должно максимально четко и лаконично доносить до клиента ключевую выгоду от использования вашего продукта. Может содержать уникальное преимущество, обещание решить конкретную проблему, эмоциональный триггер или дополнительную мотивацию (бонус). Универсальная формула УТП: Продукт + Выгода/Преимущество + Для кого.
Что не является УТП?
Оно не должно быть размытым, слишком длинным, неконкретным или оторванным от реальных потребностей клиентов. Фразы вроде "лучший сервис" или "высокое качество обслуживания", по сути, не являются торговыми предложениями. Настоящее УТП всегда уникально и содержит четкий призыв к действию.
Как сформулировать УТП бренда?
Оно должно выделять его ключевую особенность и ценность для потребителя. Может основываться на уникальной технологии, ярко выраженной эмоции, социальном статусе, особом стиле и т. д. При создании УТП бренда важно учитывать его позиционирование и ключевые характеристики ЦА.
Чем слоган отличается от УТП?
УТП — конкретная выгода, выделяющая товар среди конкурентов. Слоган — краткая фраза, которая либо отражает УТП (M&M's: «Тает во рту, а не в руках»), либо формирует эмоциональный образ бренда. УТП отвечает на вопрос «что» делает продукт уникальным, слоган — «как» это преподносят аудитории.
Меняется ли УТП со временем?
Иногда корректировки необходимы. Сдвиги в предпочтениях ЦА, активность конкурентов, изменения ассортимента или рынка в целом - все это может потребовать обновления УТП. Поэтому важно регулярно анализировать эффективность текущего предложения.
Нужно ли тестировать несколько УТП?
Даже кажущиеся удачными формулировки могут "не зайти" аудитории. У вас должно быть минимум 3-5 вариантов качественных УТП. Протестируйте их с помощью рекламы, рассылок, лендингов. И выберите тот, который дает максимальный отклик. Это минимизирует риски и повысит шансы найти самое цепляющее предложение.
Можно ли обойтись без УТП?
Если ваш продукт уникален сам по себе или вы лидер рынка с минимумом конкурентов - возможно, УТП не понадобится. Но в большинстве случаев без него будет сложно привлекать и удерживать клиентов. Ведь именно УТП помогает выделиться, запомниться ЦА и дать ей веские причины выбрать вас. Поэтому советуем все же разработать сильное предложение.
Статья написана экспертом Карпова Ксения
Копирайтер Skilful Web Developers