Содержание:
1. Что такое ИКС
2. Какие могут быть значения ИКС
3. Как узнать ИКС своего сайта и конкурентов
4. Как высчитывается ИКС
5. Как часто меняется ИКС
6. Как можно увеличить ИКС
7. Современные методы повышения ИКС в 2024-2025
8. Как ИКС влияет на позиции в Яндексе
9. Заключение
10. Вопросы и ответы
Индекс качества сайта (ИКС) - относительно новый, но уже важный показатель, который влияет на позиции сайтов в выдаче Яндекса. Чем выше это значение, тем лучше сайт соответствует ожиданиям поисковой системы и посетителей. Давайте разберемся подробнее, что такое ИКС, как он рассчитывается, каким образом влияет на позиции в выдаче Яндекса и самое главное - как повысить этот важный показатель для своего сайта.
ИКС (Индекс Качества Сайта) – это комплексный показатель, который рассчитывается поисковой системой Яндекс для оценки общего качества и полезности сайта. Он был представлен 31 августа 2018 года на конференции Яндекса и пришел на смену устаревшему тИЦ (Тематическому Индексу Цитирования).
В отличие от тИЦ, где учитывалась в основном внешняя ссылочная масса сайта, показатель ИКС рассчитывается на основе гораздо большего количества факторов:
Для анализа этих и других параметров используются данные о работе сайта из различных сервисов Яндекса – Яндекс.Метрики, Вебмастер и др.
ИКС дает более объективную и всестороннюю оценку ресурса, чем тИЦ. Учитываются интересы не только владельцев сайта, но в первую очередь самих пользователей. Важно отметить, что в 2024-2025 годах алгоритм расчета ИКС претерпел значительные изменения. По данным Яндекс.Scale 2024, в метрику теперь включаются сигналы от сниппетов, сгенерированных искусственным интеллектом, и "верифицированные факты". Это делает показатель еще ближе к модели оценки экспертности, авторитетности и достоверности контента. Кроме того, вес ссылочных факторов снижен примерно на 30%, а усилена роль брендовых запросов и поведенческих сигналов пользователей.
У Google нет единого публичного показателя, аналогичного ИКС, хотя поисковик использует множество внутренних метрик для оценки качества сайтов. Ранее использовался PageRank, но после отказа от него новый аналог введен не был. Однако многие факторы ранжирования Google похожи на те, что использует Яндекс для расчета показателя ИКС.
У каждого сайта есть свой показатель качества от 0 и выше, при этом верхний предел может достигать нескольких тысяч для крупнейших ресурсов. Значение 0 присваивается сайтам, которые только что зарегистрированы и еще не успели накопить историю взаимодействия с пользователями. ИКС может быть снижен до нуля или близких к нулю значений в случае применения серьезных фильтров или санкций со стороны Яндекса.
В остальных случаях имеет смысл сравнивать свой ИКС с конкурентами в нише. Как правило, большие и популярные сайты имеют более высокие значения ИКС. Общие ориентиры по размеру индекса:
ИКС обычно рассчитывается для домена в целом. То есть у всех поддоменов одного сайта он одинаков. Но для очень крупных проектов встречаются исключения, когда у сервисов внутри одного домена могут быть разные показатели качества.
Поэтому при оценке стоит ориентироваться в первую очередь на сравнение со средними показателями в своей нише.
Посмотреть показатель качества своего сайта довольно просто – эту информацию предоставляет сам Яндекс. А вот данные по конкурентам придется собирать вручную:
Для сравнения ИКС сайты конкурентов можно добавить в список анализа Вебмастера.
Точная формула расчета ИКС держится в секрете.
Однако на основе наблюдений и анализа SEO-специалисты предполагают, что при расчете ИКС могут учитываться следующие факторы:
Согласно последним обновлениям 2024 года, особое внимание уделяется следующим современным факторам:
Важно отметить, что вес каждого из факторов уникален для конкретного веб-сайта. Алгоритм расчета учитывает множество параметров, что может приводить к неожиданным результатам в отдельных случаях. Так что алгоритм расчета довольно сложный.
Обновление значения индекса качества сайта происходит регулярно - примерно раз в месяц, как подтверждает сам Яндекс. Точную дату компания не называет, но обычно пересчет происходит в начале или середине каждого месяца. Чтобы своевременно узнавать о таких обновлениях, рекомендуется подключить уведомления в сервисе Яндекс.Вебмастер.
Как правило, при очередном обновлении ИКС изменяется незначительно, однако размер изменений зависит от множества факторов. Резкие скачки вверх или вниз случаются реже.
Однако стоит обратить пристальное внимание, если вы наблюдаете существенное снижение индекса качества сайта, особенно с изначально высоких значений. В таком случае нужно проанализировать ситуацию по основным факторам, описанным ранее.
Возможно, исчезли страницы с хорошим трафиком из поиска или они стали ранжироваться ниже, что повлекло сокращение органических переходов. Это и могло стать причиной падения ИКС. Такие «провалы» сигнализируют о необходимости оптимизации.
Увеличить показатель качества можно, опираясь на косвенные факторы, которые предположительно анализирует Яндекс.
Сам же поисковик дает лишь общую рекомендацию: нужно создавать сайт для людей, а не для машин, то есть:
Комплексная оптимизация по всем направлениям со временем приведет к ожидаемому росту показателя качества сайта. Главное – регулярно анализировать динамику его изменения и оперативно реагировать на снижения.
ИКС может не только расти, но и падать. Если при продвижении своего веб-сайта использовать нечестные методы (спам ключевыми словами в тексте, накрутка, завышение рейтинга компании фейковыми отзывами и использование других инструментов накрутки) показатель качества может снизиться или вовсе стать нулевым. Накрутка не только снизит ИКС, но и выкинет сайт с высоких позиций в результатах поиска.
С учетом обновлений алгоритма появились новые эффективные способы повышения индекса качества:
Как именно индекс качества сайта влияет на его ранжирование в поисковой выдаче Яндекса - до сих пор остается интересным вопросом. Сам Яндекс никогда не подтверждал прямую связь этих показателей.
Однако исходя из того, что поисковик стремится предоставлять пользователям наиболее полезные и качественные сайты, можно предположить наличие определенной корреляции между ИКС и позициями в выдаче, хотя она может быть не прямой.
При анализе ТОПов по различным запросам видно, что там присутствуют как сайты с высоким индексом качества, так и ресурсы с небольшим ИКС. То есть однозначной зависимости нет.
Пока что это остается предметом для дискуссий и исследований. Яндекс позиционирует ИКС в первую очередь как инструмент анализа конкурентов и мониторинга собственного проекта, а не как критерий ранжирования.
Исследование 2024 года, охватившее 61 000 доменов, показало: средний ИКС сайтов из TOP-10 по коммерческим запросам в 1,8 раз выше, чем у сайтов на позициях 11-20. При этом прямой линейной зависимости по-прежнему нет - сайт с ИКС 30 может ранжироваться выше конкурентов с ИКС 13 000, если его контент более релевантен конкретному запросу.
Кроме влияния на органическую выдачу, высокий ИКС повышает eCPM баннеров в рекламной сети Яндекса (РСЯ), что делает сайт более привлекательным для рекламодателей.
За 5 лет своего существования ИКС успел занять важное место среди метрик оценки и мониторинга сайтов. Этот комплексный показатель дает представление о качестве и полезности ресурса для аудитории в целом. Индекс качества рассчитывается по множеству разных факторов – от технических и юзабилити до удовлетворенности пользователей. Это объективнее и сложнее, чем устаревший тИЦ.
Можно косвенно повлиять на рост индекса – улучшая качество контента, показатели вовлеченности, количество ссылок и прочее. Главное – делать ресурс полезнее для людей, тогда он станет лучше и для поисковика. При должном подходе возможно увеличение ИКС.
Что такое ИКС?
ИКС (индекс качества сайта) – это комплексный показатель, который рассчитывает Яндекс для оценки общего качества и полезности сайта. В отличие от устаревшего тИЦ в нем учитывается множество разных факторов: лояльность аудитории, поведенческие сигналы, качество контента, количество ссылок и т. д.
Как повысить ИКС?
Так как точный алгоритм расчета ИКС неизвестен, можно опираться только на косвенные рекомендации экспертов. Важно: улучшать юзабилити сайта, создавать качественный уникальный контент, увеличивать охват аудитории, в том числе на мобильных устройствах, привлекать ссылки с авторитетных источников в своей тематике. При выполнении этих задач возможно значительное повышение ИКС.
Как ИКС влияет на позиции сайта?
Прямого влияния ИКС на позиции сайта в выдаче Яндекс пока не подтверждает. Однако косвенно связь может присутствовать, ведь поисковик заинтересован в том, чтобы показывать пользователям качественные сайты. Но однозначной корреляции нет – в ТОПах есть сайты с высоким и низким ИКС.
Статья написана экспертом Карпова Ксения
Копирайтер Skilful Web Developers