РАЗРАБОТКА
ПРОДВИЖЕНИЕ
САЙТОВ

Стань партнером и получай 10% с переданного нам клиента на полном пассиве по партнерской программе

  1. Главная
  2. Блог
  3. Что такое ИКС: что значит этот показатель и как его увеличить

Что такое ИКС и как он влияет на позиции сайта в Яндексе

Написала: Карпова Ксения

Дата публикации: 15.01.2024

Дата обновления: 22.08.2025

Индекс качества сайта (ИКС) - относительно новый, но уже важный показатель, который влияет на позиции сайтов в выдаче Яндекса. Чем выше это значение, тем лучше сайт соответствует ожиданиям поисковой системы и посетителей. Давайте разберемся подробнее, что такое ИКС, как он рассчитывается, каким образом влияет на позиции в выдаче Яндекса и самое главное - как повысить этот важный показатель для своего сайта.

Что такое Яндекс ИКС

1. Что такое ИКС

ИКС (Индекс Качества Сайта) – это комплексный показатель, который рассчитывается поисковой системой Яндекс для оценки общего качества и полезности сайта. Он был представлен 31 августа 2018 года на конференции Яндекса и пришел на смену устаревшему тИЦ (Тематическому Индексу Цитирования).

Замена ТИЦ на ИКС

В отличие от тИЦ, где учитывалась в основном внешняя ссылочная масса сайта, показатель ИКС рассчитывается на основе гораздо большего количества факторов:

  • размер и лояльность аудитории;
  • cтепень удовлетворенности пользователей контентом и сервисами;
  • технические характеристики и юзабилити;
  • качество и уникальность контента;
  • поведенческие факторы – время, глубина просмотра страниц;
  • количество, качество и «вес» внешних ссылок.

Для анализа этих и других параметров используются данные о работе сайта из различных сервисов Яндекса – Яндекс.Метрики, Вебмастер и др.

ИКС дает более объективную и всестороннюю оценку ресурса, чем тИЦ. Учитываются интересы не только владельцев сайта, но в первую очередь самих пользователей. Важно отметить, что в 2024-2025 годах алгоритм расчета ИКС претерпел значительные изменения. По данным Яндекс.Scale 2024, в метрику теперь включаются сигналы от сниппетов, сгенерированных искусственным интеллектом, и "верифицированные факты". Это делает показатель еще ближе к модели оценки экспертности, авторитетности и достоверности контента. Кроме того, вес ссылочных факторов снижен примерно на 30%, а усилена роль брендовых запросов и поведенческих сигналов пользователей.

У Google нет единого публичного показателя, аналогичного ИКС, хотя поисковик использует множество внутренних метрик для оценки качества сайтов. Ранее использовался PageRank, но после отказа от него новый аналог введен не был. Однако многие факторы ранжирования Google похожи на те, что использует Яндекс для расчета показателя ИКС.

2. Какие могут быть значения ИКС

У каждого сайта есть свой показатель качества от 0 и выше, при этом верхний предел может достигать нескольких тысяч для крупнейших ресурсов. Значение 0 присваивается сайтам, которые только что зарегистрированы и еще не успели накопить историю взаимодействия с пользователями. ИКС может быть снижен до нуля или близких к нулю значений в случае применения серьезных фильтров или санкций со стороны Яндекса.

Какие могут быть значения ИКС

В остальных случаях имеет смысл сравнивать свой ИКС с конкурентами в нише. Как правило, большие и популярные сайты имеют более высокие значения ИКС. Общие ориентиры по размеру индекса:

  • Для небольшого коммерческого сайта нормальным диапазоном считается от 10 до 100.
  • Средние проекты с хорошей посещаемостью могут рассчитывать на ИКС от 100 до 1000.
  • Крупнейшие интернет-магазины и медиа с миллионами пользователей получают индекс от нескольких тысяч до десятков тысяч.

ИКС обычно рассчитывается для домена в целом. То есть у всех поддоменов одного сайта он одинаков. Но для очень крупных проектов встречаются исключения, когда у сервисов внутри одного домена могут быть разные показатели качества.

Поэтому при оценке стоит ориентироваться в первую очередь на сравнение со средними показателями в своей нише.

3. Как проверить ИКС своего сайта и конкурентов

Как узнать ИКС своего сайта

Посмотреть показатель качества своего сайта довольно просто – эту информацию предоставляет сам Яндекс. А вот данные по конкурентам придется собирать вручную:

  1. ИКС собственного сайта можно получить в интерфейсе Яндекс.Вебмастера в разделе аналитики качества сайта. Для этого потребуется подтвердить права доступа к ресурсу.
  2. Также узнать приблизительное значение позволяют сторонние онлайн-сервисы. Они отправляют запрос через API Яндекса. К примеру, на портале be1.ru реализован такой функционал проверки ИКС.
  3. Если нужно проверить ИКС на нескольких ресурсах сразу, имеет смысл установить специальное расширение для браузера, например, плагин RDS Bar. Он отображает основные метрики сайта, включая иконку с индексом качества, прямо в панели инструментов.

Для сравнения ИКС сайты конкурентов можно добавить в список анализа Вебмастера. 

4. Как высчитывается ИКС

Точная формула расчета ИКС держится в секрете.

Как расчитывается индекс качества сайта

Однако на основе наблюдений и анализа SEO-специалисты предполагают, что при расчете ИКС могут учитываться следующие факторы:

  1. Количество и лояльность пользователей. Чем больше пользователей регулярно заходит на сайт, в том числе с мобильных устройств, и возвращается на него, тем выше индекс. Также положительно влияет рост органического и брендового трафика.
  2. Поведенческие факторы: среднее время на сайте, глубина просмотра страниц, возврат в поиск после посещения ресурса. Они сигнализируют заинтересованность пользователей в контенте.
  3. Количество проиндексированных страниц, т.е. масштаб сайта. Чем объемнее проект, тем больше на нем потенциальных полезностей для пользователей.
  4. Возраст домена. Старые сайты считаются более надежными и вызывают выше уровень доверия у Яндекса.
  5. Социальная активность - число подписчиков, лайков, репостов материалов сайта в соцсетях. Отражает заинтересованность пользователей.
  6. Качественные внешние ссылки от авторитетных источников. Чем их больше, тем выше ИКС.

Согласно последним обновлениям 2024 года, особое внимание уделяется следующим современным факторам:

  • Экспертность контента и авторский профиль (digital-id автора)
  • Брендовые упоминания в экосистеме Яндекса (Справочник, Дзен, торговые площадки)
  • Новые веб-показатели, включая переход на метрику Interaction to Next Paint (INP)
  • Устойчивость трафика из голосовых ассистентов (Алиса, Кортана)
  • Качество структурированных данных и микроразметки

Важно отметить, что вес каждого из факторов уникален для конкретного веб-сайта. Алгоритм расчета учитывает множество параметров, что может приводить к неожиданным результатам в отдельных случаях. Так что алгоритм расчета довольно сложный.

Подпишись на наш Telegram-канал и получи бесплатный чек-лист по базовой SEO оптимизации

Ещё больше полезной информации о продвижении в интернете и успешных кейсах

5. Как часто меняется ИКС

Обновление значения индекса качества сайта происходит регулярно - примерно раз в месяц, как подтверждает сам Яндекс. Точную дату компания не называет, но обычно пересчет происходит в начале или середине каждого месяца. Чтобы своевременно узнавать о таких обновлениях, рекомендуется подключить уведомления в сервисе Яндекс.Вебмастер.

Как правило, при очередном обновлении ИКС изменяется незначительно, однако размер изменений зависит от множества факторов. Резкие скачки вверх или вниз случаются реже.

График обновления индекса качества сайта

Однако стоит обратить пристальное внимание, если вы наблюдаете существенное снижение индекса качества сайта, особенно с изначально высоких значений. В таком случае нужно проанализировать ситуацию по основным факторам, описанным ранее.

Возможно, исчезли страницы с хорошим трафиком из поиска или они стали ранжироваться ниже, что повлекло сокращение органических переходов. Это и могло стать причиной падения ИКС. Такие «провалы» сигнализируют о необходимости оптимизации.

6. Как можно увеличить ИКС 

Увеличить показатель качества можно, опираясь на косвенные факторы, которые предположительно анализирует Яндекс.

Как увеличить индекс качества сайта

Сам же поисковик дает лишь общую рекомендацию: нужно создавать сайт для людей, а не для машин, то есть:

  1. Повышать кликабельность сниппетов в выдаче, особенно по самым популярным запросам сайта. Это привлечет больше целевых посетителей.
  2. Снижать процент отказов, чтобы пользователи дольше задерживались на страницах из поисковой выдачи. Например, оптимизировать контент.
  3. Раскручивать бренд и, как следствие, долю прямого трафика. Новые посетители также положительно влияют на ИКС.
  4. Регулярно добавлять новые тематические страницы, ориентированные на конкретные запросы. Это даст приток новой аудитории.
  5. Привлекать ссылки с авторитетных и популярных сайтов в своей тематике.
  6. Поддерживать высокое качество контента и юзабилити сайта в целом. Устранять технические ошибки.

Комплексная оптимизация по всем направлениям со временем приведет к ожидаемому росту показателя качества сайта. Главное – регулярно анализировать динамику его изменения и оперативно реагировать на снижения.

ИКС может не только расти, но и падать. Если при продвижении своего веб-сайта использовать нечестные методы (спам ключевыми словами в тексте, накрутка, завышение рейтинга компании фейковыми отзывами и использование других инструментов накрутки) показатель качества может снизиться или вовсе стать нулевым. Накрутка не только снизит ИКС, но и выкинет сайт с высоких позиций в результатах поиска.

7. Современные методы повышения ИКС в 2024-2025

С учетом обновлений алгоритма появились новые эффективные способы повышения индекса качества:

  • Техническая оптимизация. Особое внимание уделите Core Web Vitals - показателям скорости загрузки (LCP ≤ 2,5 с), стабильности визуального контента (CLS ≤ 0,1) и отзывчивости интерфейса. Внедрите HTTP/2 с компрессией brotli и настройте прогрессивную загрузку страниц.
  • Экспертный контент с авторством. Создавайте материалы с указанием авторства и экспертных данных. Используйте структурированную разметку для FAQ-блоков и добавляйте биографии авторов. Это особенно важно в свете новых требований к достоверности информации.
  • Интеграция с экосистемой Яндекса. Обязательно заявите компанию в Яндекс.Справочнике, синхронизируйте отзывы с торговых площадок, ведите активность в Яндекс.Дзен с правильными UTM-метками. Работайте с контент-мейкерами в Яндекс.Кью для увеличения упоминаний бренда.
  • Современный ссылочный профиль. Фокусируйтесь на получении ссылок, которые реально приводят трафик (минимум 1 визит в сутки), а не на количественные показатели. Особенно ценны ссылки из проектов Яндекса - Путешествий, торговых площадок, Афиши.

8. Как ИКС влияет на позиции в Яндексе

Как именно индекс качества сайта влияет на его ранжирование в поисковой выдаче Яндекса - до сих пор остается интересным вопросом. Сам Яндекс никогда не подтверждал прямую связь этих показателей.

Однако исходя из того, что поисковик стремится предоставлять пользователям наиболее полезные и качественные сайты, можно предположить наличие определенной корреляции между ИКС и позициями в выдаче, хотя она может быть не прямой.

Влияние ИКС на ТОП Яндекса

При анализе ТОПов по различным запросам видно, что там присутствуют как сайты с высоким индексом качества, так и ресурсы с небольшим ИКС. То есть однозначной зависимости нет.

Пока что это остается предметом для дискуссий и исследований. Яндекс позиционирует ИКС в первую очередь как инструмент анализа конкурентов и мониторинга собственного проекта, а не как критерий ранжирования.

Исследование 2024 года, охватившее 61 000 доменов, показало: средний ИКС сайтов из TOP-10 по коммерческим запросам в 1,8 раз выше, чем у сайтов на позициях 11-20. При этом прямой линейной зависимости по-прежнему нет - сайт с ИКС 30 может ранжироваться выше конкурентов с ИКС 13 000, если его контент более релевантен конкретному запросу.

Кроме влияния на органическую выдачу, высокий ИКС повышает eCPM баннеров в рекламной сети Яндекса (РСЯ), что делает сайт более привлекательным для рекламодателей.

9. Заключение

За 5 лет своего существования ИКС успел занять важное место среди метрик оценки и мониторинга сайтов. Этот комплексный показатель дает представление о качестве и полезности ресурса для аудитории в целом. Индекс качества рассчитывается по множеству разных факторов – от технических и юзабилити до удовлетворенности пользователей. Это объективнее и сложнее, чем устаревший тИЦ.

Можно косвенно повлиять на рост индекса – улучшая качество контента, показатели вовлеченности, количество ссылок и прочее. Главное – делать ресурс полезнее для людей, тогда он станет лучше и для поисковика. При должном подходе возможно увеличение ИКС.

Подпишись на наш Telegram-канал и получи бесплатный чек-лист по базовой SEO оптимизации

Ещё больше полезной информации о продвижении в интернете и успешных кейсах

10. Вопросы и ответы

Статья написана экспертом Карпова Ксения

Копирайтер Skilful Web Developers

  • Больше 3 лет занимается написанием и продвижением статей
  • +30 тематик изучено, проработано и выведено в ТОП
  • +1000 статей опубликованы на сайтах, каналах и других источниках