Создание и продвижение сайтов

Работаем по всей России 24/7

  1. Главная
  2. Блог
  3. Что такое ИКС: что значит этот показатель и как его увеличить

Что такое ИКС и как он влияет на позиции сайта в Яндексе

Написала: Карпова Ксения

Дата публикации: 15.01.2024

Дата обновления: 15.01.2024

Индекс качества сайта (ИКС) - относительно новый, но уже важный показатель, который влияет на позиции сайтов в выдаче Яндекса. Этот показатель был представлен 31 августа 2018 года и за 5 лет своего существования успел занять важное место среди факторов ранжирования Яндекса.

Что такое Яндекс ИКС

ИКС отражает общее качество и полезность сайта для пользователей интернета. Чем выше это значение, тем лучше сайт соответствует ожиданиям поисковой системы и посетителей. ИКС учитывает различные характеристики ресурса - от технических и дизайнерских до контентных.

Давайте разберемся подробнее, что такое ИКС, как он рассчитывается, каким образом влияет на позиции в выдаче Яндекса и самое главное - как повысить этот важный показатель для своего сайта.

1. Что такое ИКС

ИКС (Индекс Качества Сайта) – это комплексный показатель, который рассчитывается поисковой системой Яндекс для оценки общего качества и полезности сайта. Он был представлен 31 августа 2018 года на конференции Яндекса и пришел на смену устаревшему тИЦ (Тематическому Индексу Цитирования).

Замена ТИЦ на ИКС

В отличие от тИЦ, где учитывалась в основном внешняя ссылочная масса сайта, показатель ИКС рассчитывается на основе гораздо большего количества факторов:

  • размер и лояльность аудитории;
  • cтепень удовлетворенности пользователей контентом и сервисами;
  • технические характеристики и юзабилити;
  • качество и уникальность контента;
  • поведенческие факторы – время, глубина просмотра страниц;
  • количество, качество и «вес» внешних ссылок.

Для анализа этих и других параметров используются данные о работе сайта из различных сервисов Яндекса – Яндекс.Метрики, Вебмастер и др.

Таким образом, ИКС дает более объективную и всестороннюю оценку ресурса, чем тИЦ. Учитываются интересы не только владельцев сайта, но в первую очередь самих пользователей.

У Google похожей комплексной метрики для сайтов пока нет. Ранее использовался PageRank, но после отказа от него новый аналог введен не был. Однако многие факторы ранжирования Google похожи на те, что использует Яндекс для расчета показателя ИКС.

2. Какие могут быть значения ИКС

У каждого сайта есть свой показатель качества от 0 до бесконечности. Значение 0 присваивается сайтам, которые только что зарегистрированы и еще не успели накопить историю взаимодействия с пользователями. Также 0 ставится в случае применения фильтров или санкций со стороны Яндекса.

Какие могут быть значения ИКС

В остальных случаях имеет смысл сравнивать свой ИКС с конкурентами в нише. Как правило, большие и популярные сайты имеют ИКС выше среднего. Общие ориентиры по размеру индекса:

  • Для небольшого коммерческого сайта нормальным диапазоном считается от 10 до 100.
  • Средние проекты с хорошей посещаемостью могут рассчитывать на ИКС от 100 до 1000.
  • Крупнейшие интернет-магазины и медиа с миллионами пользователей получают индекс от нескольких тысяч до десятков тысяч.

ИКС обычно рассчитывается для домена в целом. То есть у всех поддоменов одного сайта он одинаков. Но для очень крупных проектов встречаются исключения, когда у сервисов внутри одного домена могут быть разные показатели качества.

Яндекс не раскрывает точный алгоритм расчета ИКС и не публикует шкал соответствия значений. Поэтому при оценке стоит ориентироваться в первую очередь на сравнение со средними показателями в своей нише.

3. Как проверить ИКС своего сайта и конкурентов

Посмотреть показатель качества для своего ресурса довольно просто – эту информацию предоставляет сам Яндекс.

Как узнать ИКС своего сайта

А вот данные по конкурентам придется собирать вручную:

  1. ИКС собственного сайта можно получить в интерфейсе Яндекс.Вебмастера в разделе аналитики качества сайта. Для этого потребуется подтвердить права доступа к ресурсу.
  2. Также узнать приблизительное значение показателя качества любого интернет-проекта позволяют сторонние онлайн-сервисы. Они отправляют запрос через API Яндекса. К примеру, на портале be1.ru реализован такой функционал проверки ИКС.
  3. Если мониторинг ИКС нужен для множества ресурсов, имеет смысл установить специальное расширение для браузера, например, плагин RDS Bar. Он отображает основные метрики сайта, включая иконку с индексом качества, прямо в панели инструментов.

Для сравнения ИКС сайты конкурентов можно добавить в список анализа Вебмастера. Наиболее точные и актуальные данные об индексе предоставляет сам Яндекс.

4. Как высчитывается ИКС

Яндекс не раскрывает точный алгоритм подсчета ИКС для сайтов.

Как расчитывается индекс качества сайта

Однако на основе косвенных наблюдений эксперты составили приблизительный список факторов, которые анализирует поисковик при оценке качества ресурса:

  1. Количество и лояльность пользователей. Чем больше пользователей регулярно заходит на сайт, в том числе с мобильных устройств, и возвращается на него, тем выше индекс. Также положительно влияет рост органического и брендового трафика.
  2. Поведенческие факторы: среднее время на сайте, глубина просмотра страниц, возврат в поиск после посещения ресурса. Они сигнализируют заинтересованность пользователей в контенте.
  3. Количество проиндексированных страниц, т.е. масштаб сайта. Чем объемнее проект, тем больше на нем потенциальных полезностей для пользователей.
  4. Возраст домена. Старые сайты считаются более надежными и вызывают выше уровень доверия у Яндекса.
  5. Социальная активность - число подписчиков, лайков, репостов материалов сайта в соцсетях. Отражает заинтересованность пользователей.
  6. Качественные внешние ссылки от авторитетных источников. Чем их больше, тем выше ИКС.

Важно отметить, что вес каждого из факторов уникален для конкретного веб-сайта. Более того, встречаются случаи высокого ИКС у недоступных в РФ или даже закрытых ресурсов. Так что алгоритм расчета довольно сложный.

5. Как часто меняется ИКС

Обновление значения индекса качества сайта происходит нерегулярно, в даты специальных апдейтов от Яндекса. Периодичность этих обновлений разная для разных ресурсов – от нескольких раз в месяц до одного раза в полгода.

Как правило, при очередном апдейте ИКС либо незначительно увеличивается, либо также несущественно падает в пределах 10 пунктов. Резкие скачки вверх или вниз случаются реже.

График обновления индекса качества сайта

Однако стоит обратить пристальное внимание, если вы наблюдаете существенное снижение индекса качества сайта, особенно с изначально высоких значений. В таком случае нужно проанализировать ситуацию по основным факторам, описанным ранее.

Возможно, исчезли страницы с хорошим потоком из поиска или они стали ранжироваться ниже, что повлекло сокращение органических переходов. Это и могло стать причиной падения ИКС. Такие «провалы» сигнализируют о необходимости оптимизации.

6. Как можно увеличить ИКС 

Увеличить показатель качества можно, опираясь на косвенные факторы, которые предположительно анализирует Яндекс.

Как увеличить индекс качества сайта

Сам же поисковик дает лишь общую рекомендацию: нужно создавать сайт для людей, а не для машин.

  1. Повышать кликабельность сниппетов в выдаче, особенно по самым популярным запросам сайта. Это привлечет больше целевых посетителей.
  2. Снижать процент отказов, чтобы пользователи дольше задерживались на страницах из поисковой выдачи. Например, оптимизировать контент.
  3. Раскручивать бренд и, как следствие, долю прямого трафика. Новые посетители также положительно влияют на ИКС.
  4. Регулярно добавлять новые тематические страницы, ориентированные на конкретные запросы. Это даст приток новой аудитории.
  5. Привлекать ссылки с авторитетных и популярных сайтов в своей тематике.
  6. Поддерживать высокое качество контента и юзабилити сайта в целом. Устранять технические ошибки.

Комплексная оптимизация по всем направлениям со временем приведет к ожидаемому росту показателя качества сайта. Главное – регулярно анализировать динамику его изменения и оперативно реагировать на снижения.

ИКС может не только расти, но и падать. Если при продвижении своего веб-сайта использовать нечестные методы (спам ключевыми словами в тексте, накрутка, завышение рейтинга компании фейковыми отзывами и использование других инструментов накрутки) показатель качества может снизиться или вовсе стать нулевым. Накрутка не только снизит ИКС но и выкинет сайт с высоких позиций в результатах поиска.

7. Как ИКС влияет на позиции в Яндексе

Как именно индекс качества сайта влияет на его ранжирование в поисковой выдаче Яндекса - до сих пор остается интересным вопросом. Сам Яндекс никогда не подтверждал прямую связь этих показателей.

Однако, исходя из того, что поисковик стремится предоставлять пользователям наиболее полезные и качественные сайты, можно предположить наличие некой корреляции между ИКС и позициями в выдаче, хоть и не явной.

Влияние ИКС на ТОП Яндекса

При анализе ТОПов по различным запросам видно, что там присутствуют как сайты с высоким индексом качества, так и ресурсы с небольшим ИКС. То есть однозначной зависимости нет.

Пока что это остается предметом для дискуссий и исследований. Яндекс позиционирует ИКС в первую очередь как инструмент анализа конкурентов и мониторинга собственного проекта, а не как критерий ранжирования.

8. Заключение

За 5 лет своего существования ИКС успел занять важное место среди метрик оценки и мониторинга сайтов. Этот комплексный показатель дает представление о качестве и полезности ресурса для аудитории в целом. Индекс качества рассчитывается по множеству разных факторов – от технических и юзабилити до удовлетворенности пользователей. Это объективнее и сложнее, чем устаревший тИЦ.

Конкретный алгоритм подсчета ИКС Яндекс держит в секрете. Однако можно косвенно повлиять на рост индекса – улучшая качество контента, показатели вовлеченности, количество ссылок и прочее. Главное – делать ресурс полезнее для людей, тогда он станет лучше и для поисковика. При должном подходе возможно увеличение ИКС.

У вас есть бизнес, вы хотите создать новый сайт или нужна помощь по обновлению старого? Обращайтесь в компанию SwD. Мы создаем сайты с нуля либо помогаем в продвижении уже имеющихся ресурсов. Поможем повысить индекс качества, приведем новых клиентов и наполним сайт релевантным контентом. Мы также можем помочь с настройкой рекламы в Яндексе и продвижением в выдаче.

У нас можно заказать написание релевантного контента, техническую оптимизацию, формирование семантического ядра, дизайн. Если хотите воспользоваться нашими услугами, нажмите на кнопку обратной связи. Введите свои данные и согласитесь на их обработку, прочитав политику конфиденциальности, отправьте форму. Менеджер перезвонит и проведет бесплатную консультацию, ознакомит с полным списком услуг и ценами.

Можете подписаться на наши социальные сети и следить за новостями - VK, Telegram, Facebook. Подписывайтесь на наш канал YouTube. Там вы найдете полезные видео, как работать с Google Search Console, Analitycs, Яндекс. Метрикой. Читайте и другие наши материалы по SEO.

9. Вопросы и ответы

Статья написана экспертом Карпова Ксения

Копирайтер Skilful Web Developers

  • Больше 3 лет занимается написанием и продвижением статей
  • +30 тематик изучено, проработано и выведено в ТОП
  • +1000 статей опубликованы на сайтах, каналах и других источниках

Не упустите возможность профессионального SEO-продвижения вашего сайта

Для получения дополнительной информации и консультации отправьте заявку и мы свяжемся с вами.

Имя
Номер телефона