Содержание:
1. Что такое адаптивная верстка
2. Зачем нужна адаптивная верстка
3. Преимущества перед другими подходами
4. Принципы и основы адаптивного веб-дизайна
5. Как сделать адаптивную верстку сайта
6. Готовые инструменты и фреймворки
7. Адаптивная верстка основных элементов
8. Типичные ошибки и проблемы адаптивной верстки
9. Проверка и тестирование
10. Где заказать адаптивный дизайн
11. Вопросы и ответы
В наше время большинство людей выходят в интернет со смартфонов и планшетов. Чтобы сайт удобно просматривался с разных устройств, используют адаптивную верстку. Она подстраивает дизайн и содержимое страниц под размеры экрана гаджета. Сегодня без адаптивной версии сайта сложно представить успешный интернет-проект. В статье мы рассмотрим подробнее, что такое адаптивная верстка сайта и как её сделать.
Адаптивная верстка - это особый подход к созданию современного дизайна сайта. Его цель - обеспечить удобство просмотра веб-страниц на экранах различных размеров. При адаптивной верстке все элементы пользовательского интерфейса подстраиваются под ширину окна браузера. Так сайт отлично выглядит и на компьютере, и на смартфоне.
Для адаптации используются гибкие макеты, медиа-запросы и гибкие элементы с относительными размерами. Технически реализация адаптивной верстки осуществляется при помощи HTML5 и CSS3. Благодаря этим технологиям можно задать разные стили для отображения на мобильных устройствах и десктопной версии сайта.
С каждым годом растет количество пользователей мобильного интернета. Уже больше половины веб-трафика приходится на смартфоны и планшеты. Поэтому так важно адаптировать сайт под небольшие экраны.
Неадаптированные страницы очень неудобно просматривать с телефона. Приходится постоянно увеличивать мелкий шрифт и прокручивать в разные стороны. Элементы налезают друг на друга, ссылки сложно нажимать. В итоге большинство людей просто уходят с такого сайта.
Адаптивный дизайн дает целый ряд преимуществ:
Поисковые системы отдают предпочтение сайтам с адаптивным дизайном. В индексе Google даже есть специальная пометка mobile-friendly для удобных мобильных страниц. Также адаптивность является одним из необходимых факторов ранжирования.
Кроме адаптивной верстки есть еще два варианта оптимизации сайта для мобильных:
Оба этих решения имеют свои недостатки. Отдельный мобильный сайт требует дополнительной разработки и поддержки. Нужно следить, чтобы контент на обеих версиях был одинаковый. Опять же, это распыляет ссылочную массу между двумя сайтами.
С приложениями еще сложнее. Нужно создавать отдельные программы под iOS и Android. Причем для разных моделей и размеров экрана. Это очень трудозатратно и дорого. Адаптивная верстка лишена этих проблем. Здесь мы имеем один сайт, который универсален для всех устройств. Это просто и удобно для разработки и дальнейшего управления.
Можно выделить несколько главных принципов адаптивной верстки:
Принципиально важно изначально закладывать адаптивность, а не пытаться добавить ее в готовый статичный макет. Одним из первых этапов должно стать составление дизайн-макета и проработка поведения блоков на разных размерах экрана.
Проще всего работать с "плоским" одноколоночным макетом. Но при необходимости можно задействовать и более интересные определенные приемы:
Разумеется, в рамках одной статьи невозможно охватить все нюансы адаптивной верстки. Но даже этих основ достаточно для старта. Далее мы рассмотрим непосредственно процесс создания адаптивного сайта.
Помимо классических медиа-запросов, в 2024-2025 году появились новые мощные инструменты для создания адаптивных интерфейсов.
Container Queries (Контейнерные запросы)
Container Queries революционизируют подход к адаптивной верстке. В отличие от медиа-запросов, которые ориентируются на размер viewport, контейнерные запросы позволяют применять стили на основе размеров родительского контейнера. Это означает, что один и тот же компонент может выглядеть по-разному в зависимости от того, где он размещен на странице.
.card-container {
container-type: inline-size;
}
@container (min-width: 400px) {
.card {
display: flex;
flex-direction: row;
}
}
Поддержка в браузерах: 93% на конец 2024 года.
CSS :has() селектор
Долгожданный "родительский селектор" позволяет стилизовать элементы на основе их содержимого. Например, можно применить разные стили к карточке в зависимости от наличия изображения:
.card:has(img) {
grid-template-columns: 1fr 2fr;
}
.card:not(:has(img)) {
text-align: center;
}
Поддержка: все современные браузеры с 2022-2024 года.
Новые CSS единицы измерения
Контейнерные запросы принесли новые единицы измерения:
Процесс создания адаптивного сайта начинается с разработки дизайн-макета. Нужно определиться с сеткой страницы и вариантами расположения блоков на разных экранах. В этом помогут онлайн-сервисы для прототипирования и CSS-фреймворки типа Bootstrap.
Переходим к HTML-верстке и CSS-оформлению. Сразу же задаем блокам относительную ширину и "резиновые" отступы в процентах или em/rem единицах. Проверяем результат при разных размерах окна браузера.
Теперь очередь медиа-запросов. Они позволяют применять CSS-правила в зависимости от характеристик устройства. Обычно используют ширину экрана. Например, такой медиа-запрос применит CSS только для экранов уже 480px:
@media (max-width: 480px) {
.sidebar { display: none; /* Скроем сайдбар на мобильных */ } }
Важно не забыть добавить в head страницы viewport meta-тег: <meta name="viewport" content="width=device-width, initial-scale=1">. Без него адаптивная верстка работать не будет.
Адаптируем изображения - просто ограничиваем максимальную ширину контейнером и они будут сжиматься вместе с ним. Для встроенного контента типа видео и карт используются специальные техники или современные CSS-решения.
Не забываем про адаптацию шрифтов. На узких экранах текст должен быть крупнее, чтобы его было легко читать. И проверяем корректность отображения шрифтов на разных платформах.
Протестируем результат в эмуляторах мобильных устройств и обязательно на реальных гаджетах. Смотрим не только на дизайн, но и на удобство использования, скорость загрузки.
Для ускорения разработки, можно воспользоваться готовыми CSS-фреймворками для адаптивной верстки. Они содержат сетки, стили и скрипты для быстрого создания адаптивных сайтов.
Самые популярные фреймворки:
Большинство из них используют 12-колоночный грид, который является стандартом для адаптивной реализации. Это позволяет легко настраивать макет в зависимости от ширины экрана. Например, основной контент займет все 12 колонок, а сайдбар скроется на мобильных устройствах.
Также в этих фреймворках есть готовые адаптивные компоненты: кнопки, формы для заявки, меню, слайдеры и т. д. Остается просто собрать сайт из готовых блоков под свои нужды.
Для проверки адаптивности готового сайта используют онлайн-инструменты, которые позволяют тестировать отображение страниц:
Они эмулируют отображение страниц на разных устройствах и помогают найти проблемы в дизайне. Хотя полноценное тестирование на реальных девайсах все же необходимо.
Давайте рассмотрим примеры того, как адаптируются под мобильные устройства ключевые элементы сайта:
В подвале сайта обычно располагают контактную информацию, ссылки на соцсети, форму подписки, меню. На мобильных лучше показывать только самое важное и прятать остальное под спойлеры. Если используется карта, она тоже должна быть адаптивной.
Адаптивные карточки с Container Queries
Современный подход позволяет создавать карточки, которые автоматически адаптируются к доступному пространству:
.product-grid {
container-type: inline-size;
display: grid;
grid-template-columns: repeat(auto-fit, minmax(280px, 1fr));
}
@container (min-width: 350px) {
.product-card {
display: flex;
align-items: center;
}
.product-card img {
width: 120px;
margin-right: 1rem;
}
}
Такой подход устраняет необходимость в сложных медиа-запросах и делает компоненты по-настоящему переиспользуемыми.
При создании адаптивных сайтов легко допустить ошибки, которые ухудшают юзабилити на мобильных устройствах.
Cамые распространенные из них:
Чтобы избежать этих ошибок, протестируйте сайт на реальных мобильных устройствах. Посмотрите, как он выглядит, насколько удобно им пользоваться. Для этого используются специальные инструменты проверки адаптивности.
Есть несколько способов протестировать адаптивную верстку сайта:
Сегодня без адаптивного дизайна сложно представить успешный сайт. Люди уже привыкли к тому, что интернетом можно полноценно пользоваться со смартфона. И если ваш ресурс неудобен на мобильных, вы рискуете потерять большую часть аудитории. Адаптивная верстка позволяет охватить максимум пользователей вне зависимости от того, с каких устройств они заходят.
Наша компания SwD предлагает услуги по созданию отзывчивых и удобных веб-интерфейсов. Мы учтем все особенности структуры вашего сайта и эффективно адаптируем его под широкий спектр разрешений и ориентаций экрана. Наши опытные дизайнеры и разработчики готовы взяться за проект любой сложности.
Что вы получите, заказав адаптивную верстку в SwD:
Можно оставить заявку в форме обратной связи, согласившись на обработку персональных данных, либо написать в Telegram, WhatsApp или VK.
Что представляет собой адаптивная верстка?
Адаптивная верстка - это создание сайта, который автоматически подстраивается под размеры экрана устройства, обеспечивая удобство просмотра на любом гаджете.
Какие разрешения нужны для адаптивной верстки?
Для адаптивной верстки используются следующие разрешения: от 768 px для планшетов, от 1024 px для нетбуков и от 1280 px до 1920 px и выше для мониторов.
Как правильно тестировать адаптивную верстку?
Чтобы протестировать адаптивность сайта, откройте его в Google Chrome, нажмите F12 для вызова панели инструментов разработчика и переключитесь в режим эмуляции тачскрин-устройств.
Как проверить сайт на адаптивность?
Проверить адаптивность сайта можно с помощью инструментов разработчика в Google Chrome. Откройте сайт, перейдите в меню «Дополнительные инструменты → Инструменты разработчика» и кликните на иконку «Toggle device toolbar» в левом верхнем углу.
Статья написана экспертом Карпова Ксения
Копирайтер Skilful Web Developers
Для получения дополнительной информации и консультации отправьте заявку и мы свяжемся с вами.